СтатьиНаучные статьи наших специалистов

Восковская (Шутова) Л.В. (совместо с Ляшук А.В.) Духовный кризис: проблемы определения и диагностики

Читать Журналы онлайн бесплатно
андроид

Опубликовано в: Психологическая диагностика, № 1, 2005 г., с.51-71

В последнее время понятие кризиса стало центральным во многих психологических исследованиях, как в отечественной, так и в зарубежной науке. В связи с этим выделяют [8]:
1) кризис в глобальных общественных системах (можно говорить о политическом, идеологическом, морально-этическом, национальном кризисе и т.д.);
2) кризисные явления в малых социальных общностях (семья, трудовые, научные, учебные группы и т.д.);
3) кризис личностный (в том числе, духовный кризис).

Отечественный психолог В.Ф. Василюк рассматривает кризис как один из аспектов критической ситуации наряду со стрессом, фрустрацией и конфликтом. Василюк предлагает рассматривать категорию кризиса через призму индивидуальной жизни, понимаемой как развертывающееся целое, как жизненный путь личности. Здесь кризис – это кризис жизни, критический момент и поворотный пункт жизненного пути [5]. Внутренней необходимостью жизни личности является реализация своего пути, своего жизненного замысла. Когда человек сталкивается с определенными сложностями на пути этого замысла, когда перед лицом событий, охватывающих важнейшие жизненные отношения человека, он оказывается бессильным в перспективе реализации жизненного замысла, возникает кризис [там же].
Ссылаясь на Дж. Якобсона, Василюк выделяет черты психологической теории кризиса. Во-первых, данная теория относится в первую очередь к индивиду, хотя некоторые ее понятия, как было показано выше, используются применительно к семье, малым и большим группам. Во-вторых, психологическая теория кризисов подчеркивает не только возможные патологические следствия кризиса, но и возможности роста и развития личности [5].
Развитие личности - это процесс становления и формирования под влиянием самых разнообразных внешних и внутренних факторов, развитие также представляет собой процесс физического, интеллектуального и нравственного роста человека и отражает степень его зрелости и просвещенности. По словам Асмолова А.Г., одной из проблем развития личности является переход от ролевых отношений к личностно-смысловым отношениям в контексте жизненного пути человека. Именно в этом случае личность отходит от интересов и установок внешнего характера, диктуемых и задаваемых модой, и обращается к собственному Я. Происходит, по словам Асмолова, самоосуществление личности в процессе ее жизненного пути, отстаивание своей индивидуальности. Однако такой переход возможен, только когда перед личностью возникает проблемно-конфликтная ситуация, преодолевая которую личность приобретает мотивационно-смысловое отношение к собственной жизни [2]. Переживание проблемно-конфликтной ситуации требует от человека изменений в жизненном стиле, образе мышления, способе познания и видения мира, отношения к себе и окружающим, что, как следствие, может привести к духовному кризису.
В научном сообществе нет однозначного определения такого явления, как духовный кризис. Говорят об «психодуховном кризисе» [8], «трансперсональном духовном кризисе» [6; 7], «экзистенциальном кризисе» [11], и т.д. На наш взгляд, все эти понятия описывают лишь определенные стороны такого явления, как духовный кризис.
Так, трансперсональная психология говорит о духовном кризисе, как о неординарном состоянии ума, достигающем психотических масштабов [6]. С. Гроф сравнивает это состояние с теми состояниями, которые описываются в мистических традициях всего мира. Такое понимание духовного кризиса, на наш взгляд, ограничено, поскольку имеется ряд данных о том, что переживание трансформации внутреннего мира возможно и в отсутствие каких-либо мистических переживаний (см., например, А.Г. Амбрумова, В.В. Козлов, И. Ялом и др.).
Другая точка зрения на духовный кризис представлена у В.В. Козлова. В определении он основывается на структуре личности, в которой выделяются «Я-материальное», «Я-социальное» и «Я-духовное». Человеку, согласно Козлову, свойственен психодуховный кризис, который определяется как «особый этап в развитии личности, когда инициируется процесс объединения внутренних подсистем материального, социального и духовного «Я» в единое целостное пространство, наступает время переоценки всех ценностей, и в этом процессе личность начинает переосмысливать свое место в жизни и основные экзистенции» [8, с. 123]. Но одновременно с этим понятием автор пользуется другим, а именно, понятием «духовный кризис». Это второе понятие уже никак не определяется: оно является терминологическим упрощением понятия «психодуховный». Важно отметить, что В.В. Козлов, определяя духовный кризис, отмечает его как особый этап в развитии личности, возникающий по множеству причин, как внешних, так и внутренних. Однако вопрос о причинах и предпосылках возникновения духовного кризиса в настоящее время является открытым.
В экзистенциальной психологии, в свою очередь, большое внимание уделяется экзистенциальным кризисам и конфликтам. Экзистенциальный кризис (кризис существования) в трудах психологов-экзистенциалистов (В. Франкл, И. Ялом и др.) традиционно описывается как резкое изменение (разрушение) образа жизни или внутриличностной картины себя и мира, чрезвычайное происшествие в судьбе человека, как особый момент, в который человек понимает невозможность жить дальше такую же жизнь, какая была до этого. Такое изменение образа жизни возможно при столкновении с одной из экзистенцильынх данностей. Так, например, В. Франкл видит причину экзистенциального кризиса в давлении на человека духовных проблем, возникающих при столкновении с бессмысленностью собственного бытия. Человек, ощущающий на себе давление духовной проблемы, находится в отчаянии, а «любое отчаяние основано на одном – на обожествлении, абсолютизации каких-то ценностей» [11, с.207]. Таким образом, можно сказать, что, переживая экзистенциальный кризис, человек утрачивает старую бытийно-ценностную основу, но при этом нового жизненного базиса у него еще нет, и перед ним стоит задача формирования новой экзистенциальной опоры.
Итальянский психолог Р. Ассаджиоли, занимающийся проблематикой развития личности в рамках психосинтеза, утверждает, что любой индивидуум находится в процессе духовного роста, реализуя свой скрытый потенциал [3]. Р. Ассаджиоли расширяет область духовного до всей области психического, несущей элемент индивидуального. Отмечается, что «духовное развитие есть резкое изменение «нормальных» элементов личности, пробуждение доселе скрытых способностей, вознесение сознания в новые сферы и функционирование личности в ее новом внутреннем измерении» [3, с.57]. Здесь духовность рассматривается в широком смысле, охватывая смысловую сферу, а так же аспекты целостности, трансценденции и вершин человеческих возможностей (акме человека).
Более конкретное определение духовности приводит Р. Эммонс, ссылаясь на Мартина (Martin) и Карлсона (Carlson). Согласно этим исследователям, духовность - это «процесс, с помощью которого индивиды приходят к пониманию важности ориентации своей жизни на что-то нематериальное, что находится вне или больше их самих, <…> который предполагает признание высшей силы или Духа и, по меньшей мере, некоторую зависимость от нее или от Него» [цит. по 14, с. 181]. Это определение отражает процесс поиска человеком Чего-то (или Кого-то) вне себя. Сам Эммонс использует понятие духовности для определения «духовных устремлений», которые он отождествляет с «высшими устремлениями» (по Тиллиху) [14]. В рамках исследуемой проблемы, на наш взгляд, наиболее значимым является тот факт, что центральным для духовности является процесс поиска сакрального в жизни.
Таким образом, мы полагаем, что духовная сфера является шире экзистенциальной, а экзистенциальный кризис является частным случаем духовного, и при этом тесно связан с ним. Духовный кризис в свою очередь связан с трудностями в поиске трансцендентной реальности.
Однако, в настоящее время неопределенным является вопрос об истоках и причинах духовного кризиса. Ф.Е. Василюк среди причин, ведущих к кризису вообще, называет ряд эмпирических событий, таких как смерть близкого человека, тяжелое заболевание, отделение от родителей, семьи, друзей, изменение внешности, смена социальной обстановки, женитьба, резкие изменения социального статуса и т.д. [5] Эти события приводя к столкновению с экзистенциальными данностями.
Исходя из этого, можно сказать, что кризис возникает как реакция на личностно значимые события в жизни человека. Как отмечают авторы (например, А.Г. Амбрумова, Ф.Е. Василюк, В.В. Козлов и др.), занимающиеся вопросами кризиса и критических ситуаций, любой кризис сопровождается эмоциональным переживанием, поэтому значимость события и эмоциональная реакция как следствие на это события, на наш взгляд, будут теми определяющими причинами, приводящими к возникновению духовного кризиса.
Таким образом, анализ литературы позволяет дать рабочее определение духовному кризису. Духовный кризис – это состояние переживания утраты бытийной основы существования, которое возникает в ответ на эмоциональную реакцию относительно индивидуально значимого события или явления и сопровождается нарушением процесса поиска сакрального. Проживание этого кризиса ведет к построению новой системы жизненных ориентиров, основанной на приобретенном субъективном опыте.
Так как исследуемая тема духовного кризиса является в настоящее время слабо разработанной, то специального языка или понятийного аппарата для описания этого феномена тоже пока не разработано. Наиболее терминологически близким языком описания бытийной основы человеческого существования обладает экзистенциальная психология. Вместе с тем, она способна оценить человека как целостное существо, что позволяет видеть в нем не отдельные свойства, характеристики и пр., а единую открытую систему, взаимодействующую с миром. Важно, что в экзистенциальной психологии в качестве цели выдвигается идея как можно более полного описания бытия человека и его переживаний по поводу факта своего существования.
Экзистенциальные психологи, основываясь на своем практическом опыте, выделяют общие характеристики в существовании людей. Одним из таких положений является выделение четырех основных предельных экзистенциальных беспокойств (данностей), которым придается очень большое значение в консультировании. Этими экзистенциальными данностями являются [по 16]:
1) смерть – основной источник тревоги, ведущий к возникновению первого экзистенциального конфликта: между осознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить (конфликт между боязнью несуществования и желанием быть);
2) свобода – вызывает второй экзистенциальный конфликт: между столкновением людей с отсутствием опоры и свободы и их стремлением к обретению основы и структуры; является интегралом воли и ответственности (некоторые психологи-экзистенцилисты, в отличие от Ялом, выделяют ответственность как отдельную экзистенциальную данность);
3) одиночество – порождает третий экзистенциальный конфликт: между осознанием людьми их фундаментальной изоляции (одиночества) и их желанием устанавливать контакты, искать защиту и существовать в качестве части большего целого;
4) бессмысленность – приводит к возникновению четвертого экзистенциального конфликта: между потребностью людей в смысле и безразличным миром, в котором нет никакого смысла.
Помимо этих четырех данностей выделяется еще несколько понятий, описывающих бытие человека в мире. Так, согласно экзистенциальной философии фундаментальной частью Dasein (то есть человеческого «бытия-в-мире») является вина [12]. П. Тиллих пишет, что "от человека ожидается, чтобы он сделал из себя то, чем он может стать, чтобы воплотить свою судьбу" [16]. И чувство вины возникает как результат невыполнения данного ожидания. Категория вины, несмотря на то, что она не выделяется как отдельная экзистенциальная данность, занимает в экзистенциальной психологии и, особенно, в консультировании немаловажное место. На этот факт указывают многие консультанты экзистенциального направления [9; 16]. Таким образом, экзистенциальная вина – это переживание в связи с «неиспользованной жизнью, непрожитой жизни в нас» [16].
Рассмотренные положения экзистенциальной психологии позволяют выделить базовые категории жизни человека, составляющие ее ядро. Этими категориями являются свобода, смерть (страх смерти), бессмысленность, одиночество, вина и ответственность. Категориями они являются в связи с тем, что они обусловливают все человеческое бытие. Поскольку эти категории являются ядром человека, то они находятся в его духовном «Я», а, следовательно, порождаемые ими конфликты с большой степенью вероятности приведут к возникновению духовного кризиса.
Экзистенциальные данности не являются единственными составляющими ядра духовного «Я». Сюда так же можно включить такие составляющие, как неудовлетворенность и страдание. Обе эти категории входят в жизнь человека и приводят к возникновению острых конфликтных ситуаций [3; 11]: неудовлетворенность приводит к рассогласованию между реальным и идеальным «Я», а страдание – между объективным и субъективным существованием человека. Затрагивающие этими категориями стороны человека, приводят к нарушению обыденного состояния человека и выпадению его из социальной жизни. А такие признаки с высокой долей вероятности указывают на проявление духовного кризиса.
Подводя итог, мы отмечаем, что манифестациями духовного кризиса могут являться конфликтные состояния, обусловленные следующими категориями: страхом смерти, одиночеством, свободой, бессмысленностью, виной, ответственностью, неудовлетворенностью и страданием.
Перечисленные категории будут положены в основу проектируемой методики диагностики духовного кризиса, переживаемого личностью. Лишь категория вины будет заменена на категорию «грех». Это связано с тем, что религия полагает грех в качестве фундаментальной предпосылки человеческого бытия: человек рождается уже в условии греховности и становится виноват сразу же, как только узнает о возможности греха, ибо «невинность – это неведение» [4]. Вина же является скорее следствием греха, а использовать следствие вместо его причины не даст нужного эффекта для диагностики. Использование такого понимания греха будет соответствовать общей идее методики, так как ее основная задача – диагностика духовного кризиса. Помимо этого, грех не противоречит базовым экзистенциальным данностям, выделенных в русле экзистенциальной психологии, поскольку он является, как было написано выше, одной из базовых категорий бытия.
Актуальность создания методики, способной диагностировать духовный кризис, продиктована самой жизнью. Экзистенциальные психологи однозначно говорят о том, что болезненные переживания еще не говорят о психических расстройствах, которыми занимается клиническая психология. Любое нарушение во внутреннем мире может быть свидетельством того, что человек находится в духовных исканиях и ему необходимы либо время, либо помощь извне в решении возникших кризисных переживаниях. Данная методика может послужить хорошим подспорьем в работе психолога-консультанта, когда его клиент сталкивается с экзистенциальными данностями. С другой стороны, методика может быть интересна каждому конкретному человеку, желающему познать себя. С ее помощью можно наблюдать за протеканием собственных духовных процессов, чтобы подготавливать себя к переменам.
Еще одна область приложения разрабатываемой методики – психология развития и акмеология. С помощью методики диагностики духовного кризиса можно проследить становление человеческой субъектности, а также проследить достижение человеком акме как в личном плане, так и в профессиональном.
В основу создания методики были положены постулаты экзистенциальной психологии и принципы субъективного временного шкалирования, заключающиеся в оценке человеком тех или иных параметров в различных временных измерениях (прошлом, настоящем, будущем). Выбор именно этих принципов обусловлен следующим:
1) экзистенциальная психология как никакая другая уделяет внимание жизни человека, описывая ее целостно и полно – это позволяет выявить именно жизненные категории и использовать их при работе с человеком, отделив явление духовного кризиса от других кризисов;
2) субъективное временное шкалирование дает целостный взгляд на жизненный путь человека – это позволяет оценить отношение человека в данный момент времени к своей жизни в целом, что незаменимо при диагностике такого состояния как духовный кризис, затрагивающего все временные аспекты человеческого бытия.
Основываясь на этих принципах, был разработан прототип (экспериментальный вариант) методики диагностики духовного кризиса (ДДК). Основываясь на теоретических постулатах экзистенциальной психологии, была предложена процедура обработки результатов, включающая определение основного показателя – вероятности духовного кризиса, и двух дополнительных – напряженности экзистенциального вакуума и ведущей тенденции в духовном развитии.
Здесь же следует отметить, что именно такой вид методики был взят по причине того, что область духовного содержит в себе то, как человек осмысливает жизнь, «его ответ на то, что он предчувствует как глубочайшие истины Вселенной» [14, с.184]. Это согласуется с нашей общей направленностью в разработке методики: определив изначальные данности, мы просим человека оценить их выраженность в своей жизни, а потом предлагаем ему описать понимание каждой данности в соответствии с его опытом.
Обработка результатов оперирует процентными показателями, обеспечивая диагностику вероятности такого явления, как духовный кризис. Оперирование процентами позволяет использовать интервальную шкалу, что является необходимым показателем эффективной методики.
На первом этапе разработки и апробирования методики была проведена экспертная оценка. В качестве критериев оценки выступали:
1. Соответствие методики определяемому свойству.
2. Простота использования.
3. Диалогичность.
4. Точность конечного результата.
5. Целостность оценки состояния духовного кризиса.
6. Возможность использования получаемых результатов на практике.
7. Возможность использования результатов диагностируемым для самопознания.
8. Устойчивость к эффекту социальной желательности.
Все эксперты оценивали степень своей компетентности по 5-балльной шкале, по этой же шкале оценивалась и методика по предложенным критериям.
Экспертная оценка показала, что разрабатываемая методика, в первую очередь, является инструментом самопознания для испытуемого. Так же была отмечена ее высокая диалогичность, что косвенно способствует возможности использования результатов самим испытуемым для самопознания. Помимо этого эксперты отмечают высокую степень валидности методики и возможность использования получаемых результатов на практике (при работе с индивидуальным случаем). Таким образом, экспертная оценка указала на возможность использования методику ДДК как методики, диагностирующей состояние духовного кризиса.
Следует отметить, что эксперты отмечали те или иные погрешности в составлении методики и приводили свои замечания, которые были по возможности учтены. В частности, эти замечания видоизменили инструкции ко всем этапам, а также были изменены вопросы III этапа. Помимо этого, было внесено изменение в бланк ответов испытуемого.
Для апробации методики была составлена выборка испытуемых, состоящая из 130 человек, из которых лиц мужского пола – 70 человек, а женского – 60 человек. Средний возраст по выборке составил 24 года.
Каждому испытуемому давался бланк ответа (см. приложение А). Апробация проводилась в группах испытуемых. Испытуемых просили выполнять этапы последовательно: инструкцию для следующего этапа зачитывать после выполнения предыдущего.
В процессе заполнения бланка у испытуемых не возникало никаких специфических вопросов: в основном вопросы касались того, правильно ли ими была понята инструкция.
В данном разделе будет уместно привести мнения испытуемых о методике (III этап). Вопросы были следующего содержания:
1. С какой точностью Ваши ответы описывают Ваше состояние?
2. Изменилось ли Ваше отношение к собственной жизни после прохождения методики?
3. Способна ли данная методика помочь Вам в более глубоком понимания себя?
Ответы испытуемых распределились следующим образом (табл. 1):

Таблица 1. – Результаты по этапу рефлексивной самодиагностики.

Первый вопрос методики направлен на точность описания методикой состояния испытуемого. Из ответов респондентов мы видим, что большинство отмечает высокую точность в описании своего состояния. Это указывает на высокую субъективную достоверность методики.
Второй и третий вопросы нацелены на рефлексию испытуемыми своего состояния. Однако оба вопроса различаются по временному интервалу: если второй вопрос нацелен на рефлексию ситуативного состояния человека, то третий указывает на субъективную прогностическую способность методики.
Как можно увидеть из ответов испытуемых, способность методики к немедленной рефлексии субъективного состояния человека довольно мала. Но этот минус уравновешивается способностью методики к повышению осознания человеком самого себя: причем не только субъективной (по мнению самих испытуемых), но и объективной (по мнению экспертов).
На основании переменных духовного кризиса, выделенных в результате контент-анализа литературы по экзистенциальной психологии, был осуществлен факторный анализ. Факторный анализ – это метод математической статистики, позволяющий на основании ряда каких-либо параметров выделить несколько латентных переменных. Помимо выделения факторной структуры более высокого уровня обобщения, одной из основных целей применения факторного анализа является уменьшение числа переменных, поддающихся факторизации. В нашем исследовании, несмотря на небольшое количество переменных, метод факторного анализа был выбран по следующей причине: выделяя латентные факторы, мы сможем сделать предположения о структуре духовного кризиса статистически обоснованными (о трудностях в определении этого феномена было сказано выше). Также малое число переменных компенсируется числом испытуемых, принимавших участие в исследовании. В качестве метода факторизации был использован метод главных компонент. Факторизации подвергались все три части методики, соответствующие представлениям испытуемого о духовном кризисе в прошлом, на настоящий момент и их фантазии о будущем.
В результате факторизации для ситуации настоящего оптимальным решением оказалась трехфакторная структура (собственное значение выделенных факторов больше 1, кумулятивный процент объясняемой дисперсии составил 63%):

Таблица факторных нагрузок для исследуемых переменных (значимые факторные нагрузки выделены жирным шрифтом):

Таблица 3. – Факторные нагрузки по категориям методики ДДК.

Полученная факторная структура имеет следующий вид:

На наш взгляд, все три выделенных фактора хорошо интерпретируются и отражают структуру духовного кризиса, выделенную в теоретическом обзоре литературы по данной теме.
Первый фактор отражает процесс трансценденции, превосхождения себя, интенциональности человека.
Второй фактор содержит в себе переменные, отражающие экзистенциальный выбор бытия-в-мире.
Третий фактор носит морально-этический характер и может быть проинтерпретирован как обретение внутреннего права на активность, способствующего расширению внутренних границ.
Трансценденция в литературе по экзистенциальной психологии понимается как выход человека за пределы самого себя для нахождения решений внутренних задач. Переменные, объединенные в фактор трансценденции, представляют собой экзистенциальные данности, сталкиваясь с которыми человеку приходится выходить за пределы себя. Так, например, В. Франкл, говоря о трансценденции в человеческой жизни, называет ее основой для раскрытия смысла жизни, который всегда находится вне человека. Неудовлетворенность, согласно Р. Ассаджиоли, является предпосылкой духовного развития и, следовательно, может считаться условием духовного кризиса. Человек, будучи неудовлетворенным состоянием насущных дел, ищет пути разрешения либо внутри себя, либо во вне. Внутренних ресурсов часто бывает недостаточно, поэтому возникает необходимость искать, и направление поиска будет изнутри во вне. Одиночество непосредственно связано с поиском вне себя: ощущая свою «заброшенность в мир» (Ф. Кафка), человек пытается найти в нем того, кто поможет ему избавиться от этого переживания. Таким образом, трансцендируясь в мир, одинокий человек находит других, разрешая, тем самым, возникающий внутренний конфликт. Последним компонентом фактора трансценденции является страдание. Когда оно возникает? Наиболее частым источником страдания является несоответствие его внутренних ожиданий с реальным бытием. Это указывает на то, что человек, страдая, трансцендирует себя во внешний мир, пытаясь осознать причины страдания и избавиться от него. Таким образом, перечисленные выше переменные являются условиями возникновения духовного кризиса, а трансценденции в свою очередь есть условие его проживания. Страдая, переживая бессмысленность и неудовлетворенность собственной жизнью, чувствуя свое одиночество, человек вступает в период, называемый нами духовным кризисом. Трансценденция как качество присущее человеку как существу экзистенциальному (или Homo transcendens, по Д.А. Леонтьеву), способствует проживанию кризиса и поиску путей выхода из него.
Второй фактор включает в себя две переменные: страх смерти и ответственность. Корреляционная связь между этими двумя переменными отрицательная, согласно которой можно сделать предположение: чем больше ответственность, тем меньше страх смерти. Для раскрытия этой связи рассмотрим эти две экзистенциальные данности.
Смерть, несомненно, является чрезвычайно личным событием в жизни каждого человека, которое несет для него свое значение, изменяющееся от одного человека к другому. Феномен смерти также можно назвать проблемным, ибо, выражаясь еще словами Эпикура, «…когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем» [15], но при этом она присутствует в нашей жизни в виде столкновения с потерей в детстве бабушек и дедушек, любимых домашних животных. Как любая данность, присущая существованию человека, категория смерти содержит в себе когнитивно-эмоциональный компонент, отражающий как представление человека об этом феномене (его личную концепцию смерти), так и эмоциональное отношение к факту собственной конечности. Под эмоциональным переживанием в отношении смерти большинство исследователей (как экзистенциального, так и психодинамического направлений, а также философы) чаще всего понимают страх смерти. Страху смерти придается большое значение, и в основном страх смерти рассматривается либо как источник всех негативных переживаний в жизни человека, либо как неосознаваемый регулятор человеческого поведения, направленного на редуцирование этого страха. При этом множество накопленных данных о переживаниях людей, столкнувшихся лицом к лицу с возможностью своей смерти, свидетельствуют о значимости опыта, выражаясь словами И. Ялома, «прямой конфронтации» со смертью. Опыт людей, выживших в автомобильных катастрофах, альпинистов, пострадавших в результате падения с большой высоты, но оставшихся в живых, пациентов, которые столкнулись с возможностью неизлечимой болезни – говорит, что столкновение со смертью, несомненно, является той ситуацией, в которой личность начинает проявлять свою активность, осознавая подлинность своего существования.
Ответственность в свою очередь является необходимым условием качества проживаемой жизни. Высшая форма ответственности в противовес формальной и исполнительской ответственности дает полное проявление активности личности как субъекта ее собственного жизненного пути. Категория ответственности включает в себя право человека на проживание собственной жизни так, как он хочет и может, снимая гнет причинно-следственных связей, пропагандируемых в рамках ортодоксального психоанализа. Вслед за Ж.-П. Сартром, мы рассматриваем ответственность как способность человека быть «неоспоримым автором события или вещи» [16, с. 245], это значит быть автором своей жизни и своей судьбы.
Жизнь человека представляет собой последовательность событий, одни из которых не являются существенными для развития, а другие становятся поворотными пунктами в его судьбе. К таким последним событиям можно отнести смерть. Как отмечают исследователи, работающие с умирающими людьми (А.В. Гнездилов, С. Гроф, Э. Кюблер-Росс и др.), большинство из них сокрушаются о том, что те знания и понимание, которые они прибрели после манифестации своего заболевания, не было достигнуто ими до болезни. Основным вопросом, который задают эти люди самим себе, является: «Почему так поздно я понял, чего мне не хватало по жизни, почему я не поступал так, как мне хотелось, почему я так мало уделял внимание любимым людям, почему, почему…». Таких «почему» можно выделить достаточно много, но всех их объединяет одно – это наречие «поздно», стоящее перед ними, и поэтому в качестве вывода по главе можно привести слова И. Ялома: «Смерть – это событие столь грандиозной важности, что при правильном отношении конфронтация с ней может привести к изменению жизненной перспективы и явится стимулом к аутентичному погружению в жизнь» [16, с. 185]. Таким образом, осознание и принятие ответственности за свою жизнь, несомненно, будет коррелировать со страхом смерти, поэтому данный фактор мы назвали фактор экзистенциального выбора бытия-в-мире. Как бы не силен в нас был биологический страх смерти, основанный на инстинкте выживания, все равно в настоящее время очевидным является факт, что чем более ярко и насыщенно человек проживал свою жизнь, тем менее страшит его смерть. На наш взгляд, переживание экзистенциального выбора бытия-в-мире, осознавание собственной конечности и принятие ответственности за это будет являться одним из факторов духовного кризиса, как способствующих его возникновению, так и помогающих выходу из него.
Третий фактор содержит в себе переменные свободы и греха. Грех представляет собой скорее религиозную категорию, чем психологическую. Тем не менее, грех является путем, посредством которого человек «возводится к большей любви и через него уничижен и смирен» [13, с.28].
Согласно христианской традиции человек изначально виновен. Вина есть осознание того первородного греха, который «первый» человек совершил в Эдемском саду. Но грех «первого» человека был одновременно и актом свободного волеизъявления. Вина и свобода оказываются двумя сторонами человеческого поступка, человеческого в человеке. Свобода рождает вину, вина возможна только у человека как изначально свободного существа. Но встает роковой вопрос: может ли свободный человек быть невиновным, а невиновный свободным? [10]
Таким образом, переживая чувство греховности, человек приходит к Богу или, выражаясь психологическим языком, выстраивает новую картину мира, согласованную с потребностью в сакральном. Свобода с экзистенциальной точки зрения неразрывно связана с тревогой, поскольку предполагает, в противоположность повседневному опыту, что мы не приходим в мир, раз и навсегда созданный по некоему грандиозному проекту [16]. Свобода предполагает ответственность человек за свои решения, поступки, за свою жизненную ситуацию [там же]. В итоге, свобода является неразрывно связанной с разрушением ограничивающего взгляда на мир. Эта граница гласит: «Мир создан не по моей воле, и не мне решать, что я буду делать в нем». Связав воедино свободу и грех, мы получаем фактор, отражающий борьбу человека, находящегося в духовном кризисе, с ригидными границами, навязанными ему извне (через социум к самовнушению). Положительным итогом при выходе из духовного кризиса будет являться новая жизненная позиция человека, свободного от всех запретов, но способного осознать, понять, принять и действовать в соответствии с этикой социальных отношений. Расширение внутренних границ дает человеку право на внутреннюю активность согласно собственным морально-этическим представлениям, не забывая при этом о мире.
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Духовный кризис представляет собой переживания утраты бытийной основы существования, которое возникает в ответ на эмоциональную реакцию относительно индивидуально значимого события или явления и сопровождается нарушением процесса поиска сакрального.
2. Манифестации духовного кризиса определяются на основе положений экзистенциальной психологии и могут быть обусловлены страхом смерти, одиночеством, бессмысленностью, ощущением греховности, ответственностью, неудовлетворенностью, страданием и переживанием отсутствия свободы.
3. Для диагностики духовного кризиса, переживаемого личностью, была разработана методика ДДК (см. приложение А), основанная на принципе субъективного шкалирования человеком своего состояния в трех временных измерениях. Помимо этого, человеку предлагается написать свое понимание базовых экзистенциальных данностей. Процедура обработка результатов оперирует процентными показателями, обеспечивая выявление вероятности духовного кризиса.
4. В результате факторного анализа были выделены следующие факторы духовного кризиса, отражающие его структуру: фактор трансценденции, фактор экзистенциального выбора бытия-в-мире и фактор внутреннего права на активность.
5. Фактор трансценденции содержит в себе экзистенциальные данности, сталкиваясь с которыми человеку приходится выходить за пределы себя: это страдание, одиночество, бессмысленность и неудовлетворенность. Т.о., страдая, переживая бессмысленность и неудовлетворенность собственной жизнью, чувствуя свое одиночество, человек вступает в период духовного кризиса. Трансценденция как качество присущее человеку как существу экзистенциальному.
6. Фактор экзистенциального выбора бытия-в-мире содержит в себе переменные страха смерти и ответственности, так как осознавание ответственности за свою жизнь означает способность к осуществлению выбора способа бытия и уменьшает страх смерти как следствие «неподлинного бытия».
7. Фактор внутреннего права на активность связывает воедино свободу и грех и отражает борьбу человека с ригидными границами, навязанными ему извне. Результатом выхода из духовного кризиса будет являться новая жизненная позиция человека, свободного от всех запретов, но способного осознать, понять, принять и действовать в соответствии с этикой социальных отношений.
Данная методика в настоящее время находится на стадии дальнейшей разработки и носит экспериментальный характер. Поэтому одной из целей настоящей публикации является привлечение внимания научной общественности к вопросам, поднятым в данной статье.

Список использованных источников
1. Амбрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика // Психологический журнал. – 1985. – Том 6. – №6. — с. 107-115.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2001.
3. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники. М: ЭКСМО-Пресс, 2002.
4. Бурцева Е.В. Кирсанова Л.И. Вина: антропологические предпосылки // http://institut.smysl.ru/burceva_kirsanova.php
5. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Издательство Московского университета, 1984.
6. Гроф К. и С. Духовный кризис: когда преобразование личности становится кризисом / Пер. с англ. А. Ригина, А. Киселева. – М.: ООО «Издательство АСТ» и др., 2003.
7. Гроф К. и С. Неистовый поиск себя: Руководство по личностному росту через кризис трансформации / Пер. с англ. А. Ригина, А. Киселева. – М.: ООО «Издательство АСТ» и др., 2003.
8. Козлов В.В. Работа с кризисной личностью. Методическое пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.
9. Мэй Р. Открытие Бытия. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004.
10. Сакутина Т.М. Вина и свобода // http://institut.smysl.ru/sakutina.php
11. Франкл В. Теория и терапия неврозов. – СПб.: Речь, 2001.
12. Хайдеггер М. Бытие и время. – М.: Ad Marginem, 1997.
13. Экхарт М. Об отрешенности. – М.; СПб.: Университетская книга, 2001.
14. Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Пер. с англ.; Под ред. Д.А. Леонтьева – М.: Смысл, 2004.
15. Эпикур. Эпикур приветствует Менекея. // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. - М.: Политиздат, 1991.
16. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / Пер. с англ. Т.С. Драбкиной. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999.

Приложение А
Бланк опросника

Ф.И.О. (или псевдоним) ____________________________
Пол ____________ Возраст _______________


I этап. Инструкция: «Перед Вами находится таблица с восемью жизненными категориями. Каждую категорию можно представить в трех временах: прошлом, настоящем и будущем. Задумайтесь о своей жизни: о том, какой она была, какая она сейчас и какой Вы её видите в будущем. Исходя из представлений о собственной жизни, охарактеризуйте проявленность приведённых категорий в Вашей жизни по шкале от 0 («полностью отсутствует») до 6 («постоянно присутствует»)».

Категория Прошлое Настоящее Будущее
Неудовлетворённость
Одиночество
Свобода
Грех
Страдание
Ответственность
Страх смерти
Бессмысленность

II этап. Инструкция: «На оборотной стороне листа напишите, как Вы понимаете каждую из перечисленных жизненных категорий. Постарайтесь не пользоваться цитатами и устойчивыми выражениями. Опишите именно ВАШЕ понимание этих категорий. Если в процессе описания жизненных категорий Вы захотите исправить что-либо в таблице, Вы можете это сделать: но не зачёркивайте первоначальную цифру – новую цифру пишите либо через «слеш» («/») либо через запятую (или точку с запятой)». Примечание: относительно категории «страх смерти» напишите Ваше понимание того, что такое смерть, а относительно категории «бессмысленность» - опишите Ваше понимание смысла жизни.

III этап. Инструкция: «После того, как Вы заполнили бланк ответа, постарайтесь соотнести то, что происходит с Вами на данном жизненном этапе с тем, что было отмечено Вами в этом бланке. Ответьте на приведённые ниже вопросы».

1. С какой точностью приведённые Вами результаты описывают Ваше состояние?

2. Изменилось ли Ваше отношение к собственной жизни после прохождения методики?

3. Способна ли данная методика помочь Вам для более глубокого понимания себя?


Приложение Б

Обработка результатов

Рассчитываются два показателя:

1) вероятность духовного кризиса (ДК)

ДК = (А*100%)/144 ,

где А – сумма баллов по всем ячейкам.

2) напряжённость экзистенциального вакуума (ЭВ):

ЭВ = (В*100%)/90 ,

где В – сумма баллов по категориям «одиночество», «свобода», «ответственность», «страх смерти» и «смысл».

Определяется тенденция духовного кризиса. Для этого рассчитываются временные коэффициенты для каждого временного измерения:

Кп = (С*100%)/48 , где С – сумма баллов в столбце «Прошлое»;

Кн = (D*100%)/48 , где D – сумма баллов в столбце «Настоящее»;

Кб = (Е*100%)/48 , где Е – сумма баллов в столбце «Будущее».

Последовательное сравнение этих показателей даёт 5 основных тенденций:

· Прогрессивная (Кп < Кн < Кб) – наблюдается усиление проявлений духовного кризиса в субъективном времени, что говорит о неудовлетворённости жизнью, о стремлении человека выйти на новый уровень своего развития; появляются устремления нравственного и религиозного характера.

· Регрессивная (Кп > Кн > Кб) – наблюдается снижение проявлений духовного кризиса, что указывает на духовный рост испытуемого; человек по-новому смотрит на жизнь, у него появилась осознанная цель и смысл жизни; человек перестаёт быть «таким, как все».

· Стагнационная (Кп = Кн = Кб) – в зависимости от величины коэффициентов может указывать на следующие проявления:

a) К > 75% - может свидетельствовать о глубоком духовном кризисе, который связан с потерей смысла жизни, депрессией и чувством вины;

b) 25% ≤ K ≤ 75% - указывает на пограничное состояние, при котором человек видит бессмысленность жизни, но стремится избавиться от этого чувства, «убегая» в работу и повседневные заботы;

c) К < 25% - указывает на человека, довольного жизнью, не стремящегося к вершинам духовного развития; духовного кризиса нет.

· Пиковая (Кп < Кн > Кб) – может указывать на человека, переживающего эмоциональный шок (например, вследствие потери близкого человека) или же испытывающего разочарование от жизни.

· Низинная (Кп > Кн < Кб) – указывает на человека, периодически входящего в состояние духовного кризиса, но отрицающего истинность и ценность своих переживаний; несмотря на это, ему не удаётся вернуться к своему прежнему состоянию, и он «тоскует по божественному».

Примечание:если обнаружено равенство только между двумя рядоположными коэффициентами, то они приравниваются, и тенденция в этом случае считается либо прогрессивной, либо регрессивной (в зависимости от знака неравенства).