СтатьиНаучные статьи наших специалистов

Восковская Л.В. Склонность к суицидальному риску у лиц с разным отношением к смерти

Опубликовано: Известия ТТИ ЮФУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика». – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009, №1. – С. 133-139

На протяжении нескольких столетий суицидальное поведение остается актуальной темой для общества, и по прошествии времени данное явление не перестает привлекать к себе внимание представителей различных гуманитарных областей. Это связано с тем, что в России суициды всегда составляли значительный процент от всех смертей, а за последние несколько десятилетий Россия вышла на второе место среди стран мира по количеству суицидов [1, 2, 3]. Важным моментом является и тот факт, что большинство суицидов совершается молодым населением [4].

В соответствии с теоретической концепцией А.Г. Амбрумовой, суицидальное поведение – это «внешние и внутренние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни» [4,с.35]. Важной характеристикой суицидального поведения является суицидальный риск. Суицидальный риск – вероятность совершения самоубийства – включает в себя такие характеристики, от наличия и содержания которых зависит склонность человека к суицидальному поведению. Выявление склонности к суицидальному риску помогает своевременно обнаружить лиц, относящихся к группе риска, и помочь им.
Суицидальный риск является важной проблемой, решение которой позволит проводить более эффективно первичную и вторичную профилактику суицидов. В связи с этим практически все авторы отмечают необходимость исследования факторов суицидального риска с целью предотвращения совершения самоубийства и снижения или устранения их влияния. К таким факторам относятся биологические, социально-средовые и психолого-психиатрические факторы. По мнению многих авторов, одним из механизмов, относящихся к последней группе факторов, является инверсия отношения к жизни и смерти, когда смерть приобретает нравственно-ценностный смысл [5,6].
Отношение к жизни и смерти – это важная личностная характеристика, отражающая мировоззренческую позицию человека, его эмоциональные связи с разными сторонами действительности. Ранее нами было показано [7,8], что отношение к смерти – это сложный, многогранный и многокомпонентный феномен, для описания которого необходим единый методологический принцип, включающий в себя все возможные его проявления. На наш взгляд, таким принципом является концепция отношения В.Н. Мясищева, согласно которой в структуре отношения к смерти можно выделить взаимосвязанные когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты, изучение которых дает более полную картину мировоззрения личности.
В связи с вышеизложенным существует необходимость комплексного исследования склонности к суицидальному риску у лиц с разным отношением к жизни и смерти с учетом всех возможных компонентов и их взаимосвязей.
МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для изучения структуры отношения к смерти нами была разработана авторская анкета, которая прошла экспертную оценку, а также использован ряд стандартизированных психодиагностических методик: «Шкала тревожности по поводу смерти» Д. Темплера, «Метафоры личной смерти» Дж. МакЛеннана, «Шкала дифференциальных эмоций» Изарда (в нашей модификации). Для диагностики суицидального риска были использованы следующие методики: «Опросник суицидального риска» Т.Н. Разуваевой, «Шкала суицидальных мыслей» А. Бека, «Шкала депрессии» А. Бека, авторская анкета на изучение наличия эпизодов суицидального поведения в прошлом.
В исследовании приняли участие 90 человек в возрасте от 17 до 25 лет (34 девушки и 56 юношей), учащиеся Таганрогского механического колледжа и Таганрогского технологического института Южного федерального университета.
АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
В результате были выделены два когнитивных и шесть эмоциональных компонентов. К когнитивным компонентам относится вера в то, что смерть – это переход на иную ступень существования (концепция бесконечности), и понимание смерти как конец всего (концепция конечности). Среди преобладающих эмоций, сопровождающих мысли о смерти, были выделены: спокойствие, страх, радость, гнев и отчаяние, внешнее безразличие, печаль и горе.
Сочетание когнитивных и эмоциональных компонент, полученных в результате проведенного исследования, позволило выделить восемь основных отношений к смерти, распределение которые представлено в таблице 1.
Таблица 1. Виды отношений к смерти

Философское отношение к смерти подразумевает принятие смерти как закономерного конца земной жизни и начала новой. Смерть рассматривается как переход на новый этап развития и двигатель личностного роста, что созвучно с идеями психологов-экзистенциалистов. Испытуемые не только осознают смерть как «данность существования», но и принимают ее. При этом полученные результаты показали, что для такого отношения характерна склонность к суицидальному риску (p<0,05). Анализ характеристик суицидальных мыслей по шкале А. Бека показал, что у таких испытуемых суицидальные мысли носят продолжительный и частый характер, им свойственны размышления на тему жизни и смерти, а также обдумывание возможности реализации суицидной попытки. Это соответствует логике их отношения к смерти, т.к. лица с данным видом отношения рассудительны, склонны к осмыслению философских тем, среди которых непременно присутствует и тема смерти и самоубийства.
Отношение к смерти, сопровождаемое страхом, сходно с предыдущим видом отношения к смерти по когнитивному компоненту. Лица с подобным отношением также верят в жизнь после смерти, но эта вера является своеобразным защитным механизмом, т.к. эти мысли сопровождаются высоким уровнем страха смерти. Если философское отношение отражает спокойствие и уверенность испытуемых в том, что смерть – это переход к новой жизни, то испытуемые, отношение которых сопровождается страхом смерти, знают об этом, но испытывают сильное беспокойство перед фактом смерти. Анализ ответов испытуемых по шкале суицидальных мыслей А. Бека показал, что у испытуемых данной подвыборки достаточно высокая суицидальная активность, проявляющаяся в наличии активных и пассивных суицидальных мыслей и намерениях, фантазировании на тему смерти. Суицидальный риск у лиц с таким отношением к смерти достаточно высок, так как суицид часто является одним из способов совладания со страхом смерти, что подтверждается теоретическим анализом литературы [5].
Следующий вид отношения к смерти мы назвали атеистическим. Для лиц с таким отношением свойственны строго академические формулировки, смерть понимается как конец существования биологической системы, которой является человек. Существование посмертной жизни при таком отношении к смерти отрицается, предлагается понимание смерти как ухода в ничто, полное уничтожение, освобождение «места для новой комбинации генов». Такие представления сопровождаются спокойствием, и использованные методики не позволили выделить иное эмоциональное состояние; уровень страха смерти у таких испытуемых – низкий (p<0,05). Результаты по опроснику суицидального риска показали, что среди испытуемых данной подгруппы нет людей, склонных к суицидальному риску. Кроме этого, шкала суицидальных мыслей А. Бека также подтвердила, что у 100% респондентов с этим видом отношения к смерти отсутствуют мысли о самоубийстве, не говоря уже о тенденциях и реализации суицида. Это согласуется с теоретическими данными.
Отрицание смерти как еще один вид отношения к смерти может быть охарактеризовано как нежелание задумываться на эту тему. У таких респондентов в равной степени встречаются оба когнитивных компонента, однако жизненная позиция в отношении данного вопроса такова: зачем задумываться о смерти, надо брать от жизни все. Рефлексия испытуемых об эмоциональной составляющей отношения показывает, что внешне отношение к смерти безразличное и равнодушное. Однако в реальности эмоциональный компонент может быть иным. Здесь мы встречаемся еще с одной методологической проблемой – проблемой осознанности отношения (см. [7],[9]). По результатам диагностики тревоги смерти данные испытуемые демонстрируют средний и высокий уровень страха, но на осознанном уровне отрицают эти результаты. Поэтому для характеристики отношения к смерти значимым является осознанное отношение (иначе говоря, как сам человек для себя формулирует свое отношение к смерти), в силу чего мы и назвали данный вид отношения «отрицание смерти».
Результаты исследования показали, что испытуемые, отрицающие смерть, задумываются о жизни и смерти, а также о самоубийстве крайне редко. Некоторые не смогли сформулировать свое представление о смерти, часть отказывалась принимать участие, аргументируя это тем, что они просто не думают о предмете исследования. Опросник суицидального риска и шкала суицидальных мыслей А. Бека также показали отсутствие суицидального риска в данной группе респондентов.
Лица с протестным отношением к смерти испытывают сильные негативные эмоции – гнев и негодование – при мыслях о смерти. Независимо от того, является ли смерть переходом в иную жизнь или прекращением существования, люди проявляют непринятие смерти, которое, в первую очередь, связано с невозможностью предугадать ее приход. В этой группе суицидальный риск также низок. Но в отличие от предыдущей подвыборки по шкале суицидальных мыслей отмечается такая тенденция, как распространенность мыслей о суициде. Однако, учитывая, что в данной группе преобладают отрицательные представления о смерти, эти мысли носят негативный характер.
Отношение к смерти как к избавлению от жизни характеризует инвертированное отношение к смерти, когда смерть представляет собой освобождение от жизненных проблем. Лица с данным видом отношения видят в смерти переход в иной, лучший мир, где человеку будет спокойнее и легче. Страх смерти практически отсутствует и связан скорее с процессом умирания (страх боли), но не с самим фактом смерти. По опроснику суицидального риска и шкале суицидальных мыслей можно отметить ярко выраженную тенденцию к суицидальному поведению в данной группе испытуемых. Как выяснилось, у всех суицидоопасных лиц с отношением к смерти как к избавлению от жизни доводов в пользу смерти больше, чем в пользу жизни. В эту категорию лиц попали испытуемые с суицидальным опытом в прошлом. На основании выше сказанного можно сделать вывод о том, что у лиц с отношением к смерти как избавлению от жизни есть большая склонность к суицидальному риску. Это согласовывается с теоретическими данными о том, что смерть может расцениваться как «шаг в лучшую жизнь» [10].
Смерть как проявление протеста против мира подразумевает презрительное отношение к людям. При таком отношении к смерти существование современных людей не имеет смысла и лишено какой-либо цели. Смерть при этом является уходом в ничто и закономерным завершением ничего не значащей жизни. Данный вид был выделен нами на основе результатов одного испытуемого, поэтому рассматривается как единичный случай и требует дополнительных проверок. Однако, на уровне теоретического анализа литературы, такие результаты подтверждаются (см. [11]). Теоретически можно предположить, что для такой группы испытуемых будет характерно и суицидальное поведение, и суицидальный риск, однако, такое предположение, требует серьезной эмпирической проверки в будущем.
Отношение к смерти как к потере характеризуется ярко выраженным переживанием горя и печали. Испытуемые не отрицают смерть, но испытывают сожаление о том, что жизнь коротка и что всем придется когда-либо умереть. Для этой группы испытуемых характерен болезненный и часто неассимилированный опыт потери кого-либо из близких. Но при этом по результатам методик суицидальный риск низок. При этом надо сказать, что по шкале суицидальных мыслей А. Бека у большинства респондентов отмечаются тенденции к размышлению на тему жизни и смерти, попытки осмыслить смерть, сформировать собственную концепцию жизни и смерти, что связано с опытом потери. Отношение к смерти здесь амбивалентное, т.к. с одной стороны она причиняет боль, но после смерти есть надежда на встречу с умершими, однако никто из данной подвыборки не склонен торопить приближение этой встречи.
Отношение к смерти, определяемое как «ужас не-бытия», тоже определяется теоретически по анализу экзистенциальной литературы. Наиболее близко ему соответствует понятие Angst, описанное М. Хайдеггером. Angst редко переводят на русский язык, и более всего ему соответствует слово «ужас». В экзистенциальной традиции Хайдеггера Angst – это не просто страх смерти, боязнь чего-то конкретного. По Хайдеггеру, Angst раскрывает перед человеком неизбежную перспективу – смерть; иначе говоря, заставляет его осознавать «бытие-к-смерти». Свое собственное существование – тот факт, что он есть, человек принимает во внимание и осознает благодаря феномену смерти, в котором открывается, что человек может не быть, и мысли о «не быть» вызывают Angst [12]. Данный вид отношения к смерти выделяется теоретически, поэтому мы можем лишь предположить, что суицидальный риск здесь может быть как высоким, когда человек в состоянии аффекта ужаса, только чтобы прекратить испытывать страдание, пытается покончить с собой, так и низким – когда личности удается сформировать механизм защиты против таких сильных переживаний.
ВЫВОДЫ
Анализ результатов показал, что у лиц, представляющих смерть как новый виток в развитии, склонность к суицидальному риску выше, чем у лиц, определяющих смерть как конец, однако содержательная сторона суицидального риска для каждого вида отношения к смерти различна.
По показателю уровня депрессии по шкале Бека во всех подгруппах преобладает низкий уровень депрессии (p<0,01), но в подвыборке лиц с отношением к смерти как к избавлению от жизни и с отношением к смерти как потере наличествуют испытуемые с высоким уровнем депрессии, что повышает риск суицида. Итоговые показатели приведены на рис. 1.
Рис. 1. Распределение показателей по уровню депрессии во всех подвыборках


По результату опросника суицидального риска испытуемые выделенных подвыборок отличаются по наличию суицидальных намерений (p<0,05). Так, испытуемые с атеистическим отношением и с отрицанием смерти характеризуются отсутствием суицидальных намерений, для всех остальных подвыборок часть испытуемых можно отнести к суицидоопасной группе. Итоговые показатели приведены на рис. 2.
Рис. 2. Распределение значений вероятность суицидального риска во всех группах испытуемых

По результатам шкалы суицидальных мыслей А. Бека также для каждой подвыборки свойственно свое распределение ответов. Только испытуемые с атеистическим отношением и с отрицанием смерти не задумываются о смерти и возможном суициде, все остальные так или иначе хоть иногда, но допускают подобные мысли. Итоговые показатели приведены таблице 2.

Таблица 2. Наличие суицидальных мыслей по шкале А. Бека во всех группах испытуемых

Сочетание всех параметров суицидального риска у лиц с разным отношением к смерти позволило выделить подгруппы, риск совершение суицида в которых выше, чем в каких-либо других (таблица 3).

Таблица 3. Итоговая склонность к суицидальному риску лиц с разным отношением к смерти

Таким образом, проведенное исследование показало, что отношение к жизни и смерти является важной релевантной переменной суицидального риска. Оно отражает картину мира человека, его перспективы на будущее и характеризует общее психологическое здоровье человека. Смерть – это то, что избежать никому не удастся, но, формируя адекватную картину жизни-смерти, человек способен прожить отмеренный ему срок более осознанно. Проведенная работа носит дискуссионный характер и открывает перспективы для последующих исследований, т.к. отношение человека к его смерти – такая же бесконечная тема, как и сама жизнь.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гилинский Я.И. Девиантология: Социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». – СПб.: Юрид. центр «Пресс», 2004.
2. Зотов М.В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция. – СПб.: Речь, 2006 г.
3. Соколова Е.Т., Сотникова Ю.А. Проблема суицида: клинико-психологический ракурс // Вопросы психологии, 2006, №2.
4. Амбрумова А.Г. Суицидальное поведение как объект комплексного изучения // Комплексные исследования в суицидологии: Сборник научных трудов. – М: Изд-во Московского НИИ психиатрии МЗ СССР, 1986 г.
5. Карандашев В.Н. Жить без страха смерти.– М.: Смысл; СПб.: Питер, 2005 г.
6. Конончук Н.В. О психологическом смысле суицидов // Психологический журнал, 1989, Т. 10, №5.
7. Восковская Л.В., Дорош М.С. Отношение к смерти лиц с разным уровнем рефлексивности // Известия ТТИ ЮФУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика». – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008, №1. – С. 85-92.
8. Шутова Л.В. Смысложизненные и ценностные ориентации в отношении к жизни и смерти у лиц юношеского возраста // Диссерт… канд. психол. наук. – Ставрополь, 2005 г.
9. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. - М.: Независимая фирма «Класс», 1999. – 576 с.
10. Рейнгольд Дж. С. Мать, тревога и смерть. Комплекс трагической смерти. – М.: ПЕР СЭ, 2004 г.
11. Ольшанский Д.В. Психология терроризма. – СПб.: Питер, 2002 г.
12. Хайдеггер М. Бытие и время. – М., 1997.